среда, 10 апреля 2013 г.

С какого возраста стоит ходить с ребенком в музей?



С какого возраста стоит ходить с ребенком в музей?

Вопрос, конечно же весьма спорный, но попробую высказать свое мнение.
С моей точки зрения с ребенком стоит ходить в музей еще на этапе его нахождения в животике у мамы. И продолжать ходить с ним в музей и когда он еще будет совсем маленьким, и когда он пойдет в сад, и когда он будет посещать школу, и когда он поступит в институт, и когда начнет работать, и когда у него появятся собственные дети.

Конечно, у каждого возраста есть свои особенности, вот на них и стоит обратить особое внимание.

Беременность и первый год жизни.
Малыш все воспринимает через маму, ее эмоции, ее состояние. В этом возрасте огромное значение имеет спокойствие, гармонизация, получение удовольствия. На данном этапе музей стоит выбирать именно маме, по «своей душе». Кому-то интересна космонавтика, кому-то картины великих мастеров… выбирать маме.

1 – 3 года.
Сложный возраст для музея. Внимание рассеянное, что вижу, туда и бегу, ребенок сильно сосредоточен на себе… Вот это самый «проблематичный» возраст для музея, с моей точки зрения, именно из-за актуальных для ребенка сейчас вещей – познание себя через мир, мир через себя. Но и тут можно выбирать что-то очень прицельное, яркое, короткое. Очень хороши в этом возрасте «живые» вещи, природа, животные, яркие музыкальный произведения, а вот изобразительное творчество воспринимается очень немногими детьми. Самыми востребованными будут музеи, где экспонаты можно трогать руками, ногами, языком, но таких музеев, к сожалению, у нас мало, хотя и они присутствуют.

3 – 4 года.
Просто восхитительный возраст. Многие его бояться и пока не водят малышей в музеи, а очень
даже зря. Можно сказать, что дети идеальны для музея в этом возрасте. Объясню свои слова.
Внимание малыша четко координировано, ребенок способен держать предмет в поле зрения достаточно долго и слушать рассказ о нем. Его уже интересуют уже довольно сильно – «почему, отчего, зачем, как?». У него развита речь, если не внешняя, то внутренняя и ребенок патологически нуждается в ее развитии, т.е. он как губка впитывает все, что видит, слышит. Авторитет родителя бесспорен, все, что скажет взрослый будет принято за истину, а это отличное подспорье для проведения экскурсий по музею.
Огромный плюс также и социальная направленность детей в этом возрасте. Им уже интересно общаться с миром во вне самого себя и своей семьи, им интересны люди, экскурсоводы, а если у них есть старший брат или сестра или просто товарищ, который так увлеченно что-то делает в этом музее, то и он непременно радостно присоединиться к этому занятию.
С другой стороны, классический 3х летний кризис, упрямства и своеволия, который можно очень просто нивелировать пока еще тем, что не вступать в открытый конфликт, а понять ребенка и сказать ему, что он услышан и плавно перевести разговор на другую тему.
В то же время ребенок пока еще не способен на длительные походы по музею. Он быстро утомляется, но еще не способен сам отслеживать это, и поэтому может неожиданно устроить скандал, когда окончательно уже «перегреется», так что задача родителей следить за тем, чтобы информации было не в избытке, вовремя делать паузы, и четко наметить конец маршрута, если Вы видите, что ребенок устал, даже если «осталось всего пару залов».
Что касается актуальных тем для детей этой возраста, то можно сказать, что им интересно все, пока не очень глубоко, но все-таки. Их все еще интересует мир животных, природы, вещей, но им уже становится интересен и мир людей, пока еще не истории, и чего-то, что когда-то было, а того, что есть сейчас и что они могут почувствовать и увидеть. Но кто мешает нам перенести мир истории в настоящее? Никто. Ничто не мешает нам рассказать о царе, который сейчас называется президентом и что он делает, кратенько, конспективно, но рассказать.

5-6 лет
Восхитительный возраст. Дети уже такие взрослые и одновременности такие маленькие. Дети в этом возрасте особенно верят в сказки, особенно восприимчивы к красоте. Им жизненно необходимо посещать картинные галереи, рисовать (для тех, кто хочет, но многие именно в этом возрасте начинают активно рисовать сами), наблюдать за тонкими и очень тонкими вещами, такие как переход одного оттенка цвета в другой, переход одной ноты с короткой в длинную. Это также время театров или музеев, связанных с историями, сказками, дети этого возраста крайне восприимчивы к волшебству, магии слова…
У этого возраста очень много плюсов.
Дети пока еще не отошли от родителей, их авторитет пока непререкаем, но в то же время у них начинает появляться собственное мнение, им уже важно, чтобы их выслушали и услышали. Они могут поспорить, порассуждать.
Ребята способны выполнять многие задания для музеев самостоятельно.
Они уже могут держать в голове большие объемы информации, выдерживать длительные мозговые штурмы от экскурсовода или самостоятельной экскурсионной программы.
В то же время детям интересно почему и отчего.
А каких-то сложностей, пожалуй, в этом возрасте и нет.

7-8 лет.
Возраст самостоятельности.
Возраст готовности к большому объему информации.
Возраст осознания процессов, структуризации, «докапывания» до сути.
Возраст научности.
Для ребенка важно свое собственное мнение, быть услышанным, быть принятым, быть важным. Он любит спорить, для него это жизненно необходимо. Он уже не ведом, он ведущий, он самостоятелен и требует уважения к новому себе.
Именно в этом возрасте музеи предоставляют программы для детей, точнее с этого возраста обычно предлагаются экскурсии. Но что такое групповая экскурсия, пускай и с замечательным гидом, в сравнении с индивидуальной экскурсией и самостоятельной работой? Работой в своем темпе, на своем уровне, со своими интересами, в соответствии со своими возможностями? Думаю, что вопросы эти риторические.
Ребенок уже не так открыт, у него появляется умение скрывать свои эмоции и чувства, его уже невозможно прочесть как «открытую книгу». Да и надо ли? Ему интересно смотреть на других людей, сравнивать. Он уже может вести длительные беседы, размышлять. Для него особенно интересны картины, фотографии.
Но все-таки наиболее актуальные темы для него – научные. Именно сейчас он может постигать действительно глубинные научные «почему» и «как», выстраивать схемы, классификации, понимать действительно сложные вещи. Главное тут – раскрыть имеющийся потенциал.
Нельзя забывать и про кризис 7 лет. И про то, что ребенку сейчас не просто живется. Столько новых событий произошло в его жизни. Он стал совсем большим, он пошел в школу, он теперь один на один со своими делами и он самостоятелен, на нем лежит ответственность, огромная эмоциональна, интеллектуальная и физическая нагрузка… Поэтому основной задачей родителей является «разгрузка» ребенка в этот период, ненавязчивый легкий отдых вне школы, приятное время препровождение.
Ребенок хорошо работает в команде и индивидуально.

9-11 лет.
Это довольно спокойный период, период «перед бурей», передышка для родителей перед началом подросткового возраста. Хотя сейчас многие дети настолько развиты, что границы подросткового периода сдвигаются на более ранний этап, но это все-таки скорее исключение из правил.
Ребенок адаптировался к школе.
Ребенок научился учиться.
Он автономен, независим.
Он спокоен, уверен.
Он хорош в общении, с ним приятно и интересно разговаривать.
Каких-то актуальных возрасту тем нет. На первом месте индивидуальные интересы, которые уже отчетливо видны в этом возрасте.
Ребенок совершенствует сейчас все, что имеет, весь свой багаж знаний, а он у него уже не малый. Возможно стоит выбирать интересные самому ребенку темы и ходить в его «любимые» музеи особенно часто.
Ребенок хорошо работает как в команде, так и индивидуально.

11-14 лет, подростки.
Возраст борьбы за авторитет. Ребенок полностью переключает свое внимание на сверстников.
Подростковый кризис, бунт.
В этот период особенно важно не потерять связи с ребенком, стоять рядом с ним, на одной стороне, дружить и общаться, быть доверенным лицом.
Особенно интересны сейчас музеи современного искусства, какие-то занимательные, увеселительные программы. На настоящем этапе не стоит делать упор на интеллектуальные, «очень умные», а также на «не модные» музеи, лучше ходить на выставки и мероприятия интересные прежде всего самому ребенку. Может быть стоит посещать какие-то молодежные мероприятия или выставки, посвященные увлечениям ребенка, например танцам, фотографиям или спорту.
Эмоциональная нагрузка сейчас крайне велика, ребенок переосмысливает себя и ему сейчас тяжело будет воспринимать что-то, кроме себя и своей жизни.
Поддержите вашего маленького взрослого, побудьте рядом, не замечайте его раздражительности, докажите свою любовь и умейте завоевать доверие.
Старайтесь проводить больше времени вместе, а музеи Вам будут только в помощь.


После 15ти дети чаще всего начинают ходить в музеи самостоятельно.
Они уже полностью определяются в интересной им тематикой. Было бы замечательно сделать совместное посещение музея традицией. Потому что именно в этом возрасте дети резко отдаляются от родителей и наладить тесный контакт с ними становится довольно сложно. Совместный досуг может быть одной из ниточек, позволяющих не потерять общения.
Старайтесь найти удовольствие именно для ребенка, найти новые смыслы в посещении музеев. Ведь в мире мало, что изменно и, например, в картинной галерее можно найти множество ответов на актуальные для ваших взрослых детей ответы.

А дальше, все интереснее и интереснее.
Никаких ограничений.
Можно ходить и в классические залы и в современный музей.
Дальше нет смысла описывать возрастные особенности для музеев, дальше флаг переходит в руки самих детей и пока еще немного в руки их родителей.

Хорошего Вам отдыха с ребенком в музее!

Комментариев нет:

Отправить комментарий