пятница, 7 июня 2013 г.

Почему не стоит одергивать детей?


Сплошь и рядом мы видим картину вечных «нет», «нельзя», «не лезь»… В общем-то нас взрослых можно понять, мы в большинстве своем преследуем благие цели, мы заботимся о безопасности, стараемся предугадать какие-то неприятные ситуации… но можно посмотреть на это и с другой стороны – часто мы стараемся облегчить жизнь именно себе, а не ребенку.
Приведу простой пример – как вы думаете, какой урок будет эффективнее усвоен малышом, если Вы просто скажете ему, что в грязь лезь нельзя, что ты промокнешь, испачкаешься и прочее или если он зайдет в эту грязь, измажется в ней, вымокнет и в добавок ко всему ему придется идти домой, так и не погуляв на вожделенной площадке? Считаю, что ответ очевиден. Так зачем же мы лишаем ребенка возможности получить опыт, сделать выводы, развить собственную осмотрительность и осторожность?

Приведу еще несколько веских аргументов в пользу – нельзя одергивать.
Если постоянно что-то запрещать, что-то не давать, и вообще пестовать всяческое нет, то через какое-то время у любого человека наступает стадия защиты, не важно, взрослый это или ребенок. Тут возможны следующие варианты:
-       ребенок перестает слышать ваши нельзя;
-       ребенок все равно ищет пути совершить свое желание, вопреки вашему «нельзя», зачастую способы эти гораздо менее приятные, чем изначальные;
-       ребенок делает то, что ему нужно «исподтишка», пока никто не видит.

В добавок ко всему - у ребенка умирает самоконтроль и саморегуляция, он отучается от
анализа, от прогнозирования последствия своих действий и ждет указаний из вне. Ое не понимает на что он способен, не оценивает уровень своих знаний и умений, например, залезать по шведской стенке. Насколько это ужасно не мне судить… Но представьте себе, что одергивание имеет прямо противоположный эффект, т.е. мы на самом деле не научаем малыша жизни, а приучаем его к зависимому от нас положению.

Одергивание порождает строптивость, усиливает непослушание. Ребенок начинает бунтовать, отвоевывать хоть какую-то свободу, территорию, любыми способами и в любым ситуациях. Сплошь и рядом я вижу строгих родителей с совершенно невменяемыми детьми, и родителей, которые, с чьей-то точки зрения, занимаются попустительством, гуляющих с совершенно спокойными, мыслящими и уравновешенными детьми.

Конечно, грань тут очень тонкая. Тут важно все.
В некоторых случаях, если ребенок устал, у него плохое настроение, есть действительная серьезная опасность, лучше перебдеть и просто взять за руку или переключить на что-то другое или придумать рассказ об аналогичной ситуации или рассказать что бывает, если…
Хотя, некоторые, наверное очень мудрые, дикие племена отдают детям столько свободы и возможности распоряжаться и отвечать за свою жизнь, что могут спокойно взирать на то, как уверенно ползающий младенец играет в игру – подбеги к обрыву и остановись у самого края, я до такой степени доверия, конечно, дойти не могу, так что стремиться есть к чему.
Думаю, что всем нам стоит помнить о том, что у человека очень селен инстинкт самосохранения. И стоит отдать этому должное внимание в вопросах самоуспокоения и самоуговаривания не делать в очередной раз замечание.

Также, хочу затронуть и другую очень важную тему. Хочу сказать о том, что возникает недоверие, неуважение с обеих сторон. Как это, спросите Вы? Очень просто. Вы говорите – «Нельзя лезть в лужу», а слышится – «Ты очень глупый и ты сейчас залезешь в лужу», «Ты не понимаешь, что этого делать нельзя»… Что это воспитывает? Лишь такое же недоверие и неуважение. Невозможно сначала не уважать человека, потому, что он маленький, а потом вдруг начать уважать и ждать, что и Вас начнут.
Ну почему, почему он должен залезть в эту лужу? Почему так и чешется язык напомнить об этом? Искренне недоумеваю.

А еще, считаю очень важным сказать о том, что говорят многие родители если ребенок упал или ударился, или угодил в какую-то ситуацию, о которой его предупреждали… Многие говорят следующие вещи: «Ну вот, получил!», «Я так и знал», «Будешь меня слушаться теперь», «Вот не надо было делать этого…», «Ну что же ты…», «Растяпа, неуклюжий и прочие ругательные слова».
Вроде бы безобидные фразы, но на самом деле они как подзатыльники, то есть вместо того, чтобы пожалеть человека, которому не легко в этой ситуации, мы как бы говорим ему – «Так тебе и надо, будешь знать». К чему все это? На что мы злимся? И что чувствует ребенок? Вы думаете он говорит про себя – «Да, так мне и надо»? Нет, он злиться и обижается на вас и тут опять же анализ ситуации не происходит, не закрепляется знание о том, что если то-то, то будет так-то, а ощущается лишь раздражение и все. Обидно, что упущен такой отличный шанс для самостоятельных выводов. Просто пожалейте, и Вы увидите, что ребенок сделает выводы и сам и будет безмерно благодарен Вам за поддержку.

Конечно же эта статья на про совсем маленьких детишек, которые просто не понимают еще некоторых свойств предметов, опасностей. С детьми совсем маленькими я, кстати, тоже против «нельзя», я за объяснение – «что будет, если…». А вот начиная с 2-х примерно лет, а в некоторых случаях и раньше, можно уже рассматривать эту статью очень внимательно, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает выказывать свое «фи» на ваши нельзя, а не принимать все высказывания родителей за чистую монету. Я за то, чтобы жить в мире, мире уважения и любви, а не в мире запретов и эгоизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий