пятница, 12 апреля 2013 г.

Ребенок 3х лет.


Ребенок 3 лет в музее.

И снова, здравствуйте! Сегодня мы поговорим о трехлетних детях в музее.
В предыдущей статье мы уже немножко затронули эту тему, а сегодня побеседуем об этом подробнее.

Знаю, что многие считают трех-четырехлетних детей не приспособленными к музею, и в особенности к музеям не развлекательного, а, например, изобразительного типа. Попробую Вас переубедить.
Итак, каков же типичный трехлетка? Типичных, конечно же, не бывает, но все-таки попробуем нарисовать его портрет.
  • Он все еще очень зависим от родителей или значимых взрослых, он видит в них опору, видит в них истину в первой инстанции, он мало адаптирован к социуму и пока еще очень осторожен, не самостоятелен, ведом;
  • У него, скорее всего, наблюдается кризис трех лет. Об этом сложном процессе взросления я напишу более подробную статью чуть позже, но если говорить в общих чертах, то это борьба за что-то, бывает даже и совсем не нужное, это упрямство, своеволие, капризы, а еще бунт против правил;
  •  Для ребенка пока еще крайне важны ритуалы, определенность, в нем еще мало творчества, свойственного 5ти летним детям. Ему нужна четкость и краткость, правила игры, определенный алгоритм действий и их последовательность;
  • Малыш с одной стороны особенно восприимчив, впитывает все «как губка», жаждет новых знаний, у него начинается прекрасный возраст «почему». Но, в то же время, он не может усваивать большие объемы информации, обучаемость в этом возрасте очень специфична и у каждого ребенка она своя. Особенно важным я считаю подобрать правильный способ подачи информации, сочетание визуальных, информационных и деятельностных (делаю своими руками) компонентов обычно дает успешный результат. Именно на этом принципе мы и основывает свои программы для музеев;
  • Ребенку сложно контролировать свои эмоции, он очень переменчив в своем настроении.  Это прелестное создание быстро переключается, но в тоже время малыш не способен отслеживать свои состояния и сам делать паузы и передышки, он легко переутомляется, поэтому за этим необходимо следить родителям;
  •  Основным видом деятельности ребенка по прежнему является – игра.



Ну что, похоже на вашего карапуза?
Вроде бы такой уже большой, но и такой еще маленький.
И очень-очень прекрасный!
И как с таким замечательным, но все-таки пока еще малышом, можно пойти в музей?
Да очень просто.

Идеальным вариантом является продумывание маршрута, объема и информационной составляющей заранее. Также нужно ориентироваться именно на своего малыша и выстраивать программу под него. Кому-то интересны больше технические подробности, кому-то важно сопоставление с какими-то сказочными героями, кому-то важно просто увидеть. Все детки разные.

Но для всех них важно, чтобы было интересно, и чтобы можно было поиграть.
Помощником в таких играх можно выбрать какого милого героя, из любимой сказки или придуманного только что, который будет вести «экскурсию», придумывать задания, загадывать загадки, рассказывать разные истории. Вы, конечно, и сами можете выступить в роли экскурсовода, но помните, что интереснее будет послушать рассказ от имени кого-то другого. 3х летние малыши хорошо переключаются и воспримут такую игру «на ура», для них это будет дополнительным бонусом еще и в том смысле, что им проще слушаться чужого человека (или не человека вовсе), им интереснее его рассказ, с ним не хочется спорить и вообще, ощущения совершенно иные, они как будто в гостях у кого-то сказочного и загадочного. Попробуйте и Вы увидите много плюсов, особенно это актуально для возраста 3х летнего кризиса. Помните, что персонаж должен быть добрым, милым и ни в коем случае не вызывать страха.

Важным я так же считаю продумать заранее текст, который вы хотите рассказать, подобрать загадки, интересные истории, отобрать темы, интересные вашему ребенку. Обязательно возьмите с собой бумагу, ручку, небольшой набор цветных карандашей, планшет с держателем для бумаги, особенной популярностью у детей пользуются печати, которыми они могут отмечать каждое выполненное задание.

Отличными идеями является «отработка» каких-то особенностей, которые Вам хотелось бы исправить. Например, ребенок не послушен, и мы идем к картине «Аленушка», которая горько плачет о своем своевольном и не послушном братике Иванушке. Вот и выводы, вот и урок.
Замечательно также и поработать над знаниями и навыками, актуальными для возраста, над развитием речи, математическими понятиями, развитием мелкой моторики, все это можно успешно применить и совместить приятное с полезным. А еще Вы можете воспользоваться нашими программами и при желании дополнить их от себя, сделать их идеальными именно для своего чада.

Тема страха, это отдельная тема для меня. Очень часто я вижу недовольство сотрудников музея посетителями с маленькими детьми, что, наверное, можно как-то объяснить, но я лучше промолчу. Ни в коем случае не позволяйте делать своему ребенку замечания, постарайтесь сами регулировать его поведение так, чтобы такой возможности у других людей просто не было. Это очень важно. Малыши в этом возрасте очень пугливы, а страх, как известно, сковывает сознание и хочется уже только бежать, ни о каком удовольствии, ни вашем, ни ребенкином уже и речи быть не может. Мой совершенно не пугливый сын, например, на протяжении 2х последних лет вспоминает злого охранника (это словосочетание он, кстати, подобрал сам), который запретил ему катиться на самокате в пустом торговом центре, и каждый раз спрашивает – будет там такой охранник или нет. Так вот Вашей задачей является постараться объяснить ребенку правила поведения в музее заранее. О правилах поведения в музее существует отдельная статья, если интересно, читайте по ссылке. Почему постараться? Потому, что у ребенка 3х лет в одно ухо влетает, в другое вылетает. Напоминайте о них малышу периодически, в ненавязчивой и без эмоциональной форме. А лучше займите ребенка в музее так, чтобы у него просто не было времени и интереса к шалостям. Другой крайностью в теме страха является  реакция самих родителей на поведение ребенка, которая часто доходит за «публичных казней» своего любимого дитя. Помните, что это маленький ребенок и он не может вести себя как взрослый и то, что он где-то вскрикнул, а где-то пробежал, а где-то не дослушал, это очень даже для него нормально. Значит он хорошо и правильно развит. А те, кто этого не понимает, ну и пусть не понимают дальше. Постарайтесь избежать плохого настроения, замечаний, негативных комментариев. Ведь именно через Вас малыш воспринимает сейчас поход в музей, а эмоции тут играют одну из самых значимых ролей. Превратите этот поход в праздник, в событие, в приятное время вместе.

Также отдельной темой для разговора является и тема свободы. Наверное, корни идут еще из советского дефицитного прошлого, когда сложно было достать какую-либо одежду, когда сложно было эту самую одежду отстирать, когда принято было ходить строем… в общем, можно только догадываться откуда «ноги растут». Очень больной вопрос для меня и для многих детей! Но, дорогие родители, позвольте Вы детям сидеть на полу, чтобы подумать, вставать на колени, чтобы рассмотреть какую-то деталь, а если Вы позволите им лечь на живот прямо на пол, чтобы зарисовать что-то в программе, то слов моей благодарности Вам не счесть. Это просто дети и понятия грязи, неаккуратности для них пока не существуют, как и всех этих сложных правил поведения пока тоже. Позвольте детям быть просто детьми, свободными, познающими, активными, исследующими. Постоянным одергиванием, регулированием мы достигаем абсолютно обратного эффекта. Это похоже на «медвежью услугу», ведь вместо аккуратного, развитого, открытого и умного ребенка, мы получаем испуганного, озирающегося, некоординированного и не стремящегося к знаниям малыша. Это очень печально. А еще печальнее то, что казалось бы такие банальные вещи, как свобода в передвижении, лежании и способе восприятия информации, часто не понимаются. Постирайте Вы лишние джинсы и колготы, но не убивайте в малыше тягу, тягу к знанию, к истории, у учебе, к науке, к себе… Крик души! Извините, за излишнюю эмоциональном в этом вопросе, но уж очень больная тема.

Важным я также считаю следить за переутомлением ребенка. Как уже говорилось ранее, ребенок не способен сам отследить эту «точку кипения». Делайте паузы, передышки, корректируйте свой приход в музей и если Вы видите, что малыш утомился, то необходимо придумать какое-то логическое окончание вашей прекрасной экскурсии и действительно ее закончить. Даже если осталось еще всего два зала, даже если Вам очень хочется, даже если Вы надеялись на другое, помните, что лучше мало, но хорошо, чем много и плохо. А последнее впечатление, финальный аккорд запоминается очень сильно и способны сформировать желание или нежелание вашего ребенка в дальнейшем посещать музеи.

Похвалите себя за проведенную экскурсию, ведь Вы, родители, большие молодцы, что нашли время, что нашли силы, что провели и что сами получили удовольствие. Ваш вклад в ребенка невозможно оценить сейчас, но, поверьте, он неимоверен! И спасибо Вам большое за это. Самое время выпить чашечку кофе, скушать вкусный десерт, посидеть где-то мило и тихо. Вы большие молодцы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий